Вадим, [13.08.18 19:02] Прогулка с ребенком: чему научиться в зимнем лесу — 700mb

Прогулка с ребенком: чему научиться в зимнем лесу

На примере одной зимней прогулки мы покажем, как отдохнуть с наибольшей пользой и для ребенка, и для себя, проявить способность к активному поиску и набраться новых творческих сил.

Подготовка к прогулке

Я знаю рецепт метели! Когда дует метель в лицо, лучше всего отвернуться в другую сторону. Метель продует мимо.

Как это здорово — отправиться всей семьей в лес на прогулку! Ну, если в лес не получится — то хотя бы в ближайший парк. Но только не на центральные аллеи, а подальше, подальше, где дорожки почти не протоптаны… не изведаны. И тогда ваша просто прогулка превратится в настоящее путешествие в почти неизведанный мир. Сейчас мы с вами попадем в зимний лес, но сначала… Подготовка и экипировка.

Лучше всего, если к такому путешествию вы подготовитесь загодя.

  • Решите, что изучаете и/или повторяете на этой прогулке. Взрослым желательно вспомнить заранее самим животных и птиц нашего края, виды деревьев, кустарников, которые здесь «обитают». И, главное, вспомните, как они выглядят в зимнее время, чтобы не перепутать, чтобы ребенку их верно показать и назвать. Прикиньте, какие вопросы могут в лесу заинтересовать ваше чудо, — и подготовьтесь.
  • Подберите стихи, загадки, пословицы, книги по теме «родной край». И лучше всего делать это вместе с детьми: время, проведенное вместе за общим делом, особенно ценно.
  • Изучите устройство компаса, бинокля и лупы — зачем нужны и как их использовать в деле.
  • Возьмите с собой запасные варежки и носки (чтобы не нервничать, что ребенок промокнет-замерзнет). Прогулочный рюкзачок и мелки, разведенные краски. Термос с чаем и бутерброды. Угощение для птиц и животных. Лыжи, санки, ведерко/корзину, лопатку детскую — по возможности и по желанию. Видеокамеру и/или фотоаппарат. Впрочем, всерьез подготовить вы можете только последнее — все остальное придумается на месте.

 

Зимними тропами

Первое, что стоит сделать в зимнем лесу — отключить электронику. Ту, что поет, шумит, говорит безостановочно.

Это поразительно, как люди отвыкли от тишины. Выехали «на природу», сидят, а рядом авто, дверцы открыты — и грохот, перекрывающий все окрест. И думается иногда: может, горожане так трепетно берегут фон шумовой, потому что боятся к себе прислушаться, услышать самих себя?

Вслушайтесь, вслушайтесь в тишину. Она здесь особая, не такая, как в городе. Даже самые гиперактивные дети вдруг замирают. Может, потому они и «гипер» — просто с раннего детства спасения нет от грохота-шума и атакующей их информации? Перегрузки, с которыми организм уже не справляется…

Дайте отдых нервной системе — послушайте тишину. Она отличается от нашей, привычной: шум ветра, поскрипывание деревьев, голос какой-то птицы… Что это? Кто это? Можно стоять и угадывать, а можно стоять и слушать, как лес разговаривает… С кем? Да с тобой.

Вслушивайтесь и смотрите. Для людей, и больших и маленьких, это очень важно — мир чувственно воспринимать. Раскладывать новости по полочкам будете дома, а пока — не мешайте. Настройтесь на ритм природы, побудьте в гармонии с ней.

Оглядитесь вокруг, оглядитесь! Заснеженные деревья, а рядом — то ли снежные звери, то ли пни и сугробы, похожие на зверей.

Фантазируйте! «На кого похож этот пень? А эта ветка — на змейку? На ящерицу?» Пусть заработает воображение, а скучная логика отдохнет.

Используйте приемы фантазирования: оживление, увеличение-уменьшение, изменение законов природы, динамизацию. «Вот деревце маленькое. Кто его мама? С кем оно дружит? А какой характер у ветра? Спорят ветер и туча… о чем?»

Можно вспомнить стихи о природе — лучшие, настоящие.

А подсказкой для фантазирования могут стать выразительные средства народного творчества (например, буйный ветер, красное солнце, к которому обращаются сказочные герои). Представьте, что вы тоже попали в сказку. В снежную сказку. Сейчас.

Поставим себя на место… снежинки. О чем она говорит, когда опускается на сугроб?

Превращаемся в снежный куст. О чем он мечтает? Радуется — чему?

Здесь, на природе, легко говорится о чувствах.

Важно, чтобы ребенок умел понимать свои чувства и их высказывать.

Важно, чтобы близкие люди имели привычку искренне разговаривать и не бояться чувства свои выражать. Говорите ребенку о том, что вы ощущаете, что чувствуете здесь, в этом снежном лесу, когда вместе и рядом; тогда и ребенок сможет искренне заговорить.

Наша цивилизация сделала ставку на разум да на сознание. Но чувства — они древнее, и очень важно чувства друг друга и понимать, и принимать.

Источник